юрфронт

Как себя вести при проверке Государственной инспекции труда

проверка гитЕсли в компанию приходит проверка от трудовой инспекции (ГИТ), основная задача по ее сопровождению ложится на кадровую службу. Главное, что в такой ситуации требуется – контролировать оформление документов. Если в суде вам удастся доказать, что проверяющие допустили процессуальные нарушения, может оказаться, что уже истек срок давности привлечения к административной ответственности. А значит, ГИТ не сможет исправить свои ошибки и взыскать штраф.

Сегодня разберем, за какие нарушения чаще всего наказывают работодателей, какие документы может запросить ГИТ, как оформляют документы по итогам проверки и по каким процессуальным мотивам можно обжаловать решение проверяющих.

Что проверяет ГИТ

На сайте Роструда есть статистика по результатам проверок. Чаще всего ГИТ проверяет, как у компании обстоят дела в таких сферах, как:

  • оформление трудовых договоров;
  • охрана труда;
  • незаконные увольнения;
  • задержка выплаты зарплаты;
  • оценка условий труда.

Какие документы вправе запросить ГИТ

ГИТ может запросить только те документы, которые относятся к предмету проверки. Если в распоряжении о проведении проверки этот предмет сформулировали слишком широко, могут возникнуть споры. В таких ситуациях ориентируйтесь на следующие правила. Они основаны на Административном регламенте Роструда (утв. приказом Минтруда от 30.10.2012 № 354н; далее – Регламент) и судебной практике.

Правило 1. Нельзя запрашивать документы, которые ГИТ может получить сама

Инспектор не должен запрашивать документы, которые ГИТ уже получила в ходе предыдущих проверок вашей организации, а также документы, которые ГИТ может получить в порядке межведомственного взаимодействия. В частности, инспектор не вправе требовать сведения из ЕГРН и ЕГРЮЛ, сведения о наличии или отсутствии задолженности по страховым взносам, о среднесписочной численности работников, о размере ежемесячных страховых выплат по страхованию от несчастных случаев. Полный перечень таких документов, которые ГИТ должна получать сама, вы найдете в пункте 51.1 Регламента.

Если ГИТ запросит такие документы, вы имеете право отказаться их предоставить.

Правило 2. Могут запросить документы по всем сотрудникам

Даже если внеплановую проверку назначили по жалобе одного конкретного сотрудника, ГИТ имеет право проверить документы, которые касаются и других сотрудников. Раньше практика была другой, но с 2017 года Верховный суд изменил ее не в пользу работодателей.

Пример

Сотрудник организации заявил о нарушении трудовых прав. ГИТ запросила документы не по одному этому сотруднику, а по охране труда всех работающих в организации. В результате ГИТ составила много протоколов в отношении более чем десяти работников. Дело дошло до ВС РФ. Он подтвердил, что так можно. Суд указал: поскольку предмет проверки – это соблюдение требований охраны труда, ГИТ вправе запросить сведения в отношении других работников (постановление Верховного суда РФ от 01.09.2017 № 7-АД17-2).

Правило 3. Предоставьте копии и пояснения

Компания должна предоставить запрошенные документы в виде копий, которые она заверяет печатью и подписью руководителя или иного полномочного лица (п. 7 ст. 11 Закона № 294-ФЗ). Сделать это надо в течение 10 рабочих дней с даты, когда она получила мотивированный запрос (п. 5 ст. 11 Закона № 294-ФЗ и п. 35 Регламента).

Совет

Приложите к документам сопроводительное письмо. Пояснения могут пригодиться и при плановой проверке, и когда ГИТ проверяет конкретную ситуацию по заявлению работника о нарушении его прав.

В сопроводительном письме:

  • изложите видение ситуации со стороны работодателя,
  • укажите на дополнительные документы, которые подтверждают точку зрения компании
  • сделайте ссылку на законодательное регулирование, нормативное обоснование позиции работодателя.

Какие документы составляют по итогам проверки ГИТ

Когда проверка заканчивается, инспектор подводит итоги. Состав документов, которые он оформляет, зависит от результатов проверки:

  • Если в ходе проверки нарушений не выявлено, составляется только акт.
  • Если по результатам проверки инспектор выявил нарушения трудового законодательства, которые требуют устранения, то к акту прикладывают предписание.
  • Если инспектор обнаружит нарушения, за которые компания несет административную ответственность, он составляет протокол (ст. 28.5 КоАП).
  • Наконец, если по правилам подведомственности дело о таком нарушении рассматривает инспекция труда, а не суд, то ГИТ выносит еще и постановление о назначении административного наказания.

Как работать с предписаниями ГИТ

Предписание устанавливает виды нарушений, срок на их ликвидацию и мероприятия, которые организация должна провести, чтобы устранить недочеты.

ГИТ вправе составить предписание, даже если недочеты не считаются наказуемыми. Достаточно, чтобы компания нарушила положение законодательства в сфере труда, на которое инспектор обратит внимание. Этим предписание отличается от протокола. Он обязательно включает ссылку на КоАП (ч. 2 ст. 28.2 КоАП), а указанное в нем нарушение влечет ответственность.

Исполнение предписания инспекция ставит на контроль (п. 86 Регламента). Если работодатель не выполнит предписание в срок, ему грозят санкции по части 23 статьи 19.5 КоАП.

Совет

Если компания не может устранить нарушения в отведенный срок, информируйте об этом заранее. Сообщите про уважительные причины не позднее, чем за 10 рабочих дней до срока, указанного в предписании.

Составьте мотивированное ходатайство о продлении срока предписания. Обоснуйте причины, по которым его нельзя выполнить. Представьте план мероприятий, докажите, что компания приняла организационные распорядительные меры, чтобы исполнить предписание.

Это может стать основанием, чтобы ГИТ продлила срок предписания. Однако инспекция не обязана давать дополнительное время даже по мотивированному ходатайству. Если она откажет, то направит об этом письмо (п. 88 Регламента).

Инспекторы требуют в предписании сообщить о его выполнении. Такой нормы нет в законе, но отказ может привести к новым проверкам. Инспекторы вправе провести внеплановую дополнительную проверку по контролю за исполнением ранее выданного предписания.

Суд не признает такие действии ГИТ нарушением, это не будет повторной проверкой, поскольку ее предмет будет отличаться от предмета первоначальной. Предмет первоначальной проверки – соблюдение трудового законодательства, повторной внеплановой – факт выполнения предписаний.

Совет

Чтобы избежать повторных контрольных мероприятий, представьте отчет в свободной форме. Составьте отчет так, чтобы он содержал однозначный вывод о выполнении предписания. Приложите подтверждающие документы и направьте его способом, который гарантирует доставку в инспекцию труда.

Учитывайте срок доставки. Направьте отчет так, чтобы инспекция получила сведения до того, как истечет срок выполнения предписания.

Ответственность за невыполнение предписаний ГИТ

Если компания не выполнит предписание инспектора или не направит информацию о таком выполнении, ГИТ вправе:

  • назначить внеплановую проверку;
  • составить материал об административном правонарушении;
  • направить материалы в суд для назначения административного наказания.

Штраф составит от 30 до 50 тысяч руб. для должностных лиц, суд вправе дисквалифицировать  нарушителей на срок от одного года до трех лет. ИП невыполнение предписания грозит штрафом в размере до 50 000 руб., компаниям – до 200 000 руб.

Совет

Чтобы минимизировать последствия, постарайтесь доказать отсутствие вины непосредственно компании. Укажите, что фирма выполнила все требования, чтобы соблюсти трудовое законодательство: подготовила локальные нормативные акты, инструкции, ознакомила с ними всех сотрудников. Сошлитесь на то, что негативные последствия возникли в результате действий должностных лиц организации, которые не исполнили трудовые обязанности ненадлежащим образом. Представьте доказательства того, что виновного привлекли к дисциплинарной ответственности. В практике бывали случаи, когда в такой ситуации суд освобождал от ответственности работодателя.

Как оспорить штраф по процессуальным основаниям

В 2018 году Верховный суд принял два важных постановления, которые касаются процедуры проверки. В них он сделал три вывода, которые помогут работодателям защитить свои интересы.

Вывод 1: сколько протоколов, столько и штрафов

В 2015 году Верховный суд определил: если проверяющие выявили одинаковые правонарушения, можно составить несколько протоколов и по каждому возбудить дело об административном правонарушении. Например, организация не выдала средства индивидуальной защиты десяти сотрудникам. Значит, инспектор вправе возбудить 10 дел об административных правонарушениях и наложить одновременно 10 штрафов.

В 2018 году Верховный суд уточнил свою позицию в пользу работодателей. Он рассмотрел дело индивидуального предпринимателя, который уклонялся от оформления трудовых договоров с тремя работниками. Инспектор составил один протокол и возбудил дело об административном правонарушении по ч. 3 ст. 5.27 КоАП. На основании этого протокола инспектор вынес три постановления и наложил три штрафа. Верховный суд счел это неправильным. Если инспектор составил один протокол, то и постановление может быть только одно (постановление ВС РФ от 07.03.2018 № 20-АД18-3).

Вывод № 2: если инспектор нарушил процедуру, у него может не остаться времени на исправление

В этом же деле Верховный суд разрешил вопрос о сроках. Если протокол и акт подтверждают нарушение, но инспектор составил постановление с нарушениями закона, оно полежит отмене. Поскольку сроки для повторной проверки или для устранения нарушений истекли, значит, прошло время, в течение которого можно привлечь работодателя к административной ответственности. Все постановления подлежат отмене.

Вывод № 3: если инспектор ошибся нормой, нельзя переквалифицировать нарушение и применить более строгое наказание

Инспекция выявила нарушение: компания не обеспечила работника средствами индивидуальной защиты. Однако инспектор невнимательно прочитал КоАП. Вместо части 4 статьи 5.27.1 он указал часть 1 этой же статьи. Нижестоящие суды не заметили эту ошибку. Верховный суд указал: переквалификация возможна, если санкции не ухудшат положения лица, привлекаемого к ответственности. Наказание, которое предусматривает часть 4 статьи 5.27.1, предусматривает более серьезные последствия, чем санкция по части 1. Значит, в этом деле суд не может сам переквалифицировать нарушение. Поэтому суд отменил все постановления и прекратил производство (постановление ВС РФ от 16.02.2018 № 74-АД18-6).

Автор: Александра Герасимова